Андеграунд —  (от англ. underground — подполье, подпольный) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.).

Этот ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству. Андеграунд отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение.

В советский период в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство оказывалось андеграундом.

Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андеграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми.

Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения.

А

 продолжение

«Помойка №8», Оскар Рабин, 1958г.

«Первая бабочка», Владимир Стерлигов, 1969г.

«Вам хорошо!», Виталий Комар, Александр Меламид, 1972г.

«Абстрактное лицо», Михаил Шемякин, 1976г.

Евгений Кропивницкий

Илья Кабаков

Назад

к алфавитному указателю

Назад

к алфавитному указателю

Ар брют  —  (фр. Art brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство), — направление в изобразительном искусстве середины ХХ века. Понятие ар брют было введено французским художником Ж. Дюбюффе (1901—1985) в 1945 году для обозначения собранной им коллекции картин, исполненных душевнобольными, детьми, внеевропейскими «дикарями» и примитивистами. Искусство аутсайдеров, произведения которого созданы непрофессиональными художниками, которые как с психической, так и с общественной точки зрения являются маргиналами. Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящий от культурных шаблонов. Близкие направления - маргинальное искусство, наив, интуитивное искусство, фольк-искусство, примитивизм.

 

 

 

 

Жан_Дюбюффе "Маг с тонким носом"

Карло Зинелли – итальянский художник-аутсайдер.

Музей Робера Татена.

Французский скульптор.

Карло Зинелли – итальянский художник-аутсайдер.

Август Наттерер, также известный как Нетер (1868 - 1933). 
Один из художников, чье творчество описал Ханс Принцхорн в книге «Артистизм душевнобольных»

Ар нуво —  (от фр. art nouveau, буквально - новое искусство) - распространённое во многих странах искусство (Бельгия, Франция, Англия, США и др.).

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль»; в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» ; в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Самые распространённые названия стиля - модерн и ар нуво.

Отличительными особенностями являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий. Также его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в этом стиле вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Самый известный художник этого направления живописи: Альфонс Муха.

Альфонс Муха "Зодиак".

1896—1897

Густав Климт. "Поцелуй".

1907—1908 годы

"Каса-Батльо", Антонио Гауди, Барселона, Испания,

1900 год

Кулон с нимфой, Masriera&Carreras.

Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры

Каса-Батльо архитектора Антонио Гауди,

Барселона, Испания

"Мечтательность"
Плакат чешского художника Альфонса Мухи, выполненный в технике цветной литографии.

На плакате «мечтательность» символизирует молодая женщина в белых одеждах, которая будто бы отвлеклась на мгновение, листая свой альбом.

АБВ

АБВ

Назад

к алфавитному указателю

Арте повера (от ит. arte povera - бедное искусство) - художественное направление, объединившее художников из Рима, Турина, Милана и Генуи во второй половине XXв.

Художники арте повера визуализировали диалог между природой и индустрией, используя промышленные или нехудожественные материалы, хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, а также играли с политическим измерением индустриальных материалов.

Движение стало заметным явлением на международной арт-сцене, находясь в противостоянии и диалоге с минимализмом в Америке, который также использовал индустриальные материалы. С точки зрения художников арте повера, минимализм занимался аспектами формы и не затрагивал поэтические, политические и исторические проблемы, которые были важны для арте повера.

Арте повера не было объединением художников, имеющим свой манифест. Это было прежде всего движение, которое при помощи куратора и критика было признано и классифицировано в своей совокупности.

Задерживая 17 лет развития (оно продолжит расти, за исключением этого места). Джузеппе Пеноне. 1968−1985

«Newspaper Sphere», 2009. Микеланджело Пистолетто с женой Марией повторяет в Лондоне акцию Walking Sculpture, впервые представленную в 1966 на улицах Турина

«Иглу из камня» Марио Мерц

"Мешковина и красный"
Альберто Бурри

В 2015 году на торгах итальянского искусства Sotheby’s в Лондоне работа Лучо Фонтана «Пространственный концепт. Конец Бога» 1963 года была продана за $24,7 миллиона — это рекорд для работ художника. 

"Ахром"
Пьеро Мандзони

"Дверь в дереве, кедр" 

Джузеппе Пеноне. 2012

Ар-деко (от фр. art deco, сокр. от decoratif) - направление в искусстве в середине 20 века, обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришло на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа).

Самым известным художником этого направления является Тамара де Лемпицка (1898-1980).

 

Назад

к алфавитному указателю

Синий шарф. Тамара де Лемпицка

 

Бельгийский павильон, архитектор Виктор Орта

Рене Лалик. «Виктуар». 1928. Украшение для капота автомобиля

Здание Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (с 1928 г),

архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх

Небоскрёб компании «Крайслер» в Нью-Йорке, 1930 год

Вершина Дженерал-Электрик-билдинг, 1933 год

 Станция московского метро "Маяковская", 1936-1938,

архитектор А. Н. Душкин, художник А. А. Дейнека

"Чувства" , Жорж Барбье

"Платье с бахромой". Серия "Американские миллионерши"
Роман Петрович Тыртов (Эрте)
Графика, 1987, 101.6×66.7 см

"Женщина с мандолиной", Тамара Лемпицка
1929, 115.9×73 см