А

 Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - искусство, отказавшееся

от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых

сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Абстракционизм — понятие растяжимое, поскольку это название применимо к нескольким течениям, общим для которых было отсутствие фигуративности.

Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали именно музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка.

Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), 

Пабло Пикассо (1881-1973), Казимир Малевич 1878 - 1935).

Пикассо "Герника"

Малевич "Чёрный квадрат"

 Абстрактный импрессионизм -  (от англ. abstract) направление современного искусства зародившееся в 1950-х годах, одно из ответвлений абстрактной живописи (не путать с абстрактным экспрессионизмом), где небольшие мазки или нанесение краски на холст с помощью шпателя создают и структурируют всю площадь картины. Абстрактный, в названии направления, означает беспредметность, нефигуративность искусства, данная форма изобразительной деятельности, не ставит своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности.

 Абстрактный экспрессионизм (от англ. abstract expressionism) - направление абстрактного искусства в котором свободные композиции создаются крупным, импульсивным мазком.
Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Аршиль Горки, Ханс Хофман, Вильям де Куннинг, Марк Ротко, Роберт Мазеруэлл, Барнетт Ньюман.

Согласно концепции абстрактного импрессионизма, эмоции художника и ориентация на внутреннюю энергию, создают в картинах выразительные, лирические и вдумчивые абстракции. Являя на своих полотнах спонтанное отображение внутреннего мира, не ограниченного логическим мышлением. Мазки на холсте похожи на мазки импрессионистов, таких как Клод Моне, и пост-импрессионистов, таких как Винсент Ван Гог и Жорж Сёра, с той лишь разницей что в абстрактном импрессионизме, главным инструментом является абстракция.

В то время как в стилистики живописи действия, как и в стиле абстрактного экспрессионизма мазки часто были крупными и жирными, краска наносилась в результате быстрых переполняющих художника эмоций и энергии. Короткие и интенсивные мазки абстрактного импрессиониста или же нанесение красок и текстур часто выполняются медленно, используя течение времени и размышления в качестве основосоставляющей техники стиля.

Никола де Сталь

Ричард Паузетт-Дарт

Ричард Паузетт-Дарт

Сэмюэль Льюис Фрэнсис

Сэмюэль Льюис Фрэнсис

Дибенкорн Ричард "Океанский парк № 67"


Джексон Поллок. "№5". (Входит в топ самых дорогих картин мира. Цена - $140 млн

 

Самые дорогие картины мира 

 Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.

Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.

Это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Понятие, противоположное академизму.

Авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода Модерна.

Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология. 

Русская художница-авангардистка Любовь  Попова определила это так:

«отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».

Любовь Сергеевна Попова «Портрет философа»,1915

Василий Васильевич Кандинский  «В синем», 1925

Лисицкий Лазарь (Эль) . Титульный лист альбома

«Победа над солнцем». 1923 г.

Казимир Малевич «Женщины в поле»  1928-1932 гг..

Назад

к алфавитному указателю

АБВ

АБВ

Назад

к алфавитному указателю

Назад

к алфавитному указателю

 Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков.

Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства.

Термин "академизм" используют также в самом широком смысле для обозначения совокупных "консервативных тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени".

Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.

Этот стиль культивировал классические традиции; выполнял функцию трансляции великого наследия античности и Возрождения; поддерживал среди художников высокую планку технического мастерства.

            Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем,
            Тот пусть вооружится рисунком Рима,
            Движением и светотенью венецианцев
            И ломбардской сдержанностью колорита,
            Манеру мощную возьмёт от Микеланджело,
            От Тициана передачу натуры,
            Чистоту и величие Корреджиева стиля
            И строгую уравновешенность Рафаэля.
            От Тибальди — достоинства и основу,
            От Приматиччо — учёность компоновки
            И немного грации Пармиджанино...

Аннибале Карраччи "Оплакивание мёртвого Христа", 1606

«Переход Наполеона через Альпы», Поль Деларош, 1848

Уильям Бугро «Рождение Венеры», 1879

«Жанна д'Арк на коронации Карла VII», Жан Энгр, 1854

«Pollice verso», Жан Жером, 1872

"Явление Христа народу", Александр Иванов, 1837—1857

«Всадница», Карл Брюллов, 1832

 Продолжение на следующей странице

 Акционизм 

 

 Ампир 

 

 Аналитический кубизм 

 

 Аналитическое искусство 

 

 Анахронизм 

 

 Андеграунд

 

 Ар нуво 

 

 Ар брют

 

 Арте повера

 

 Ар-деко